Причины игровой зависимости
Некоторые люди более подвержены риску развития зависимости, если у них есть некоторые из этих факторов риска, например, ранняя травма или генетическая предрасположенность к зависимости, если они были подвержены аддиктивному поведению в раннем возрасте, если у них есть определенные проблемы с психическим здоровьем, которые, как мы знаем, являются факторами риска развития поведенческих зависимостей.
Особенности игр
Важно понимать, что существует множество различных типов игр. Есть игры, в которые можно играть на смартфоне (то, что многие делают, когда ждут очереди или едут в транспорте), а есть игры, в которые можно играть на консолях, компьютерах, планшетах. Практически все, что подключено к интернету, можно использовать для игр, есть также классические игровые автоматы.
Тот факт, что теперь можно играть на смартфонах, увеличивает частоту и распространенность игровой зависимости, потому что играть можно практически везде, где есть интернет. Существует множество различных типов игр: игры, основанные на навыках, аркадные игры, игры для досуга, симуляторы спортивных соревнований и других видов деятельности или социальные игры.
Еще есть массовые многопользовательские онлайн-игры. В этих играх геймеры со всего мира соревнуются и выполняют задания в общем виртуальном пространстве. Это полное погружение в игру. Оно очень стимулирует органы чувств, приносит удовлетворение и больше всего связано с игровой зависимостью. Существуют различные виды многопользовательских игр: шутеры от первого лица, стратегии в реальном времени, ролевые игры и многопользовательские онлайн-арены. Во все эти игры в реальном времени играют геймеры со всего мира в общем виртуальном пространстве, и оно сохраняется даже тогда, когда отдельный геймер выходит из игры. Поэтому возникает настоятельная потребность вернуться в игру, зная, что она продолжается, даже когда геймер вышел из нее.
Во многих массовых многопользовательских онлайн-играх отдельные игроки выбирают виртуальное представление себя в виде аватара, чемпиона, персонажа. Это очень важно для нас как клиницистов, т.к. контекст помогает разработать точечный план терапии. Есть исследования, которые показывают, что чем сильнее привязанность между геймером и его аватаром, тем выше риск игровой зависимости. Также влияют мотивы выбора аватара или чемпиона, виртуальной репрезентации себя.
Они могут выбирать представителей разных полов, разных рас. Так что выбор виртуальной репрезентации себя, которую можно исследовать на консультациях, говорит о многом. Есть люди, которые говорят, что их лучшие друзья - геймеры, которых они никогда не встречали лично, но они формируют эти очень сильные привязанности и отношения с людьми, общаясь только в виртуальном мире и в игре.
Киберспорт
Киберспорт - это соревновательные электронные игры. Существуют глобальные турниры по киберспорту, а также фэнтезийные киберспортивные команды, которые можно создавать и на которые можно делать ставки. В 2018 году зрителями киберспорта стали 395 миллионов человек. Люди ходят на арены, чтобы посмотреть на игру геймеров, или могут смотреть онлайн.
Все это говорит о том, что вокруг киберспорта развивается культура, и время, проведенное за играми, не является достаточным критерием для выявления игровой зависимости. Те, кто профессионально играет или участвует в киберспорте, могут играть часами в день, но это не обязательно означает, что у них есть игровая зависимость. Здесь также важно то, насколько человек контролирует времяпровождение и насколько это влияет на его повседневную жизнь. Если человек четко разграничивает рабочее время, проведенное за киберспортом, и остальное время, которое он посвящает другим занятиям, то риск зависимости снижается.